О балете «Спартак»
Работу над этим
балетом композитор закончил к 1954 году. Это было
новаторское, неожиданное для своего жанра
произведение: каждый персонаж изображался при
помощи ярчайшей и неповторимой музыкальной темы.
Историю жизни Спартака вместе
с историей его восстания Арам Хачатурян изучал
по трудам древнеримских историков, композитор
даже сумел в непростое советское время выбраться
за границу и побывать в Италии, чтобы
проникнуться духом Древнего Рима и составить
свою картину этих мест. Музыка балета явилась
продуктом соединения личного впечатления
композитора от Италии и рассказов римских
историков о восстании Спартака, литературной
основой либретто послужил роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак».
В 1954 году закончена нотная
партитура балета. Появление «Спартака» особо
отмечено Шостаковичем. Но этим история создания
балета на заканчивается. Первые две постановки в
Большом театре (Моисеева и Якобсона) не имели зрительского успеха и не
продержались долго в репертуаре театра.
Понадобилось больше десяти лет после создания
музыки, прежде чем балет обрёл своё танцевальное
лицо. Третья постановка, созданная гениальным
хореографом Юрием Григоровичем стала, поистине,
триумфом.
Хореография Григоровича дополнила яркие
музыкальные образы актёрскими образами,
созданными мастерством танцоров. Сам композитор
никогда не скрывал свою любовь к театральному
искусству и неоднократно повторял, что
непременно занимался бы театром, если бы не стал
композитором. Эта страсть к театру, к созданию
драматических образов на сцене,
материализовалась в музыке, которую столь удачно
дополнила постановка Григоровича. Балет
получился непохожим на другие балетные
произведения.
Как и многие музыкальные
произведения в советское время, балет проводил
параллель древней истории с современной
действительностью. Зритель видел в «Спартаке» не
только личную драму героев, но и их социальный
конфликт.
Постановка Большого театра
была экранизирована в 1975 году. В конце 2006
года в Москве был установлен
памятник
композитору.