Рубенс нашей музыки
К 95-летию со дня рождения Арама Хачатуряна
Рассказывает Ольга Боброва
6 июня исполнилось 95 лет со дня рождения классика советского и мирового искусства Арама Хачатуряна.
Сегодня, читая все, что писалось о Хачатуряне при его жизни, больше всего удивляешься тому, что критики советской эпохи, воспитанные в строгих
идеологических канонах, произносили в его адрес такие слова: буйный, темперамент, гедонизм мироощущения, и даже - о, ужас - эротизм, что совершенно
не соответствовало лексике того времени. Вот с такой силой пульсировала жизнь в музыке Хачатуряна, что даже казенные критические речи меняли
тональность. Впрочем, иначе и не могло быть, когда речь шла о композиторе, который всегда оправдывал свою же мысль: "художник подобен солнцу".
Знаменитый "Танец с саблями"- звучащая визитная карточка Арама Хачатуряна, благодаря которой во многих странах мира за композитором утвердилось
прозвище "мистер Танец с саблями". "Непокорное и шумливое дитя", - так сам Хачатурян называл эту пьесу. Суперпопулярность ее порою даже раздражала
автора, ведь он сочинил танец по требованию постановщика балета "Гаянэ". Буквально накануне премьеры за один вечер. Отдавая балетмейстеру ноты,
композитор в сердцах написал на них: "Черт возьми, в угоду балету!". Было это в 1942 году, в разгар второй мировой войны.
Творчество Хачатуряна при его жизни словно бы олицетворяло идею беспроблемного сосуществования в единой культуре Востока и Запада. Хачатурян был
армянином, до 18 лет жил в Тбилиси - столице Грузии, городе, который в начале века считался центром всего Закавказья, своего рода кавказским
Вавилоном. В доме композитора говорили по-армянски, на улице друзья-мальчишки общались по-грузински, в коммерческом училище Арам учил русский язык,
а когда у родителей возникали секреты от детей, они разговаривали по-азербайджански. Так что с детства традиции всех народов Кавказа были для него
близки и интересны. И русская, европейская традиция, после того, как в 1921 году он переехал в Москву , стала неотъемлемой частью его жизни. Он не
приспосабливал Восток к Западу, а наоборот, он уравнял их в своем творчестве, подобно американцу Джорджу Гершвину или бразильцу Вилла Лобосу,
которые соединили в некую нерасторжимость музыкальные традиции Старого и Нового света. "Я все равно останусь армянином, - утверждал Арам Хачатурян,
- но армянином-европейцем, который заставит всю Европу, весь мир слушать нашу музыку".
В 1940 году Арам Хачатурян написал знаменитый скрипичный концерт, о создании которого композитор вспоминал так: "Летом 1940 года я был на даче под
Москвой. Мы с женой ожидали рождения сына. Очень мне хотелось, чтобы родился именно сын. И это состояние окрыленности, упоения жизнью перешло в
музыку. После премьеры кто-то из музыкантов, поздравляя меня, сказал: "Какой вы счастливый: концерт написали, и тут же сын у вас родился..."
Со скрипичным концертом Арама Хачатуряна связывает свое "рождение" символическое, музыкальное , Андрей Эшпай, известный московский композитор, в
50-е годы ученик Хачатуряна.
"Я помню свои юношеские годы, - говорит Андрей Эшпай, - когда услышал концерт по радио. Я остановился и не мог оторваться. Такое художественное
потрясение было у меня в детстве только от музыки Чайковского. Это гениальное сочинение, просто синоним музыки. "
Арам Хачатурян написал музыку к 20 с лишним спектаклям. "Моя страсть к театру такова, что, если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я,
наверное, стал бы актером", - говорил композитор. Страсть к театру - семейное качество Хачатурянов. Старший брат композитора - Сурен, который еще в
начале века переселился в Москву, был театральным режиссером. Именно он забрал 18-летнего Арама в столицу и помог получить музыкальное образование,
несмотря на то, что начинать пришлось в том возрасте, когда другие уже завершают учебу. Именно брат ввел будущего композитора в художественные круги
Москвы. Разве могли пройти даром для юного Хачатуряна встречи в доме брата с такими выдающимися людьми, как актер Михаил Чехов, режиссер Евгений
Вахтангов?.. Символично, что с театром имени Вахтангова связана самая большая удача Арама Хачатуряна - созданная в 1941 году музыка к спектаклю
"Маскарад" по драме великого русского поэта Михаил Лермонтова.
Одной из вершин творчества Хачатуряна является балет "Спартак", героическая драма, оконченная в 1954 году. Три с половиной года работал над ним
композитор, изучал труды древнеримских историков - Плутарха и Аппиана о восстании рабов под предводительством Спартака. Композитор специально
побывал в Италии... "Мы стоим на широкой арене огромного амфитеатра. Около двух тысячелетий насчитывает история этого гигантского сооружения,
римского Колизея, потрясающего несокрушимой мощью каменной кладки, красотой архитектурного замысла..."- писал Хачатурян.
До Хачатуряна такого жанра в балете не существовало. Может быть, поэтому понадобилось 14 лет, пока нашелся балетмейстер, который смог встать на
равных с композитором. Это Юрий Григорович, поставивший балет "Спартак" в 1968 году в Большом театре. В хореографии 20-го века он стал новым словом,
квинтэссенцией героического мужского танца.
По фотографиям из архива Арама Хачатуряна можно изучать историю искусства 20-го века в лицах. Композитор объездил весь мир, встречался с людьми,
которые определяли эту историю: Роменом Ролланом, Хемингуэем, Чаплином, Сибелиусом, Стравинским, Караяном, Барбером... Хачатуряна с радостью
принимали великие мира сего - королева Бельгии Елизавета, папа римский Иоанн ХХIII, католикос Вазген. Его сочинения играли звезды исполнительского
искусства - скрипачи Яша Хейфец, Джордже Энеску, Давид Ойстрах, пианисты - Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, виолончелист Мстислав Ростропович... Он
был овеян славой, любим слушателями, уважаем властями. Так казалось. А между тем, в конце жизни Хачатурян переживал тяжелейшую внутреннюю драму. Об
этом знали только близкие люди. В 70 лет, после долгой болезни он жаловался: "Я вновь пытаюсь сочинять. Я ищу новое, не хочу упустить старое -
эмоциональность, мелодическое богатство. А это так трудно! Из-за этого я нервничаю, у меня плохое настроение, все меня раздражает. Сегодня,
например, был у меня урок в консерватории. Там - погоня за новизной ради новизны. Студенты соревнуются, кто острее, кто абстрактней. А
выразительность, вдохновение - просто пустые понятия".
Несогласие с авангардом в музыке у Хачатуряна было принципиальное. Но противопоставить ему нечто свое убедительное, яркое, он уже не смог. Не
осуществленным в его творчестве осталось очень многое: опера "Саят-Нова", балет "Дон Жуан"...
После смерти любимой жены композитора Нины Макаровой, он прожил недолго. Через два года, 1 мая 1978 года, ушел из жизни. На панихиде в Московской
консерватории оркестр играл волнующий и щемящий душу вальс из "Маскарада".
Когда звучат мелодии Хачатуряна, кажется, будто брызжут соки "из живой земли". "Рубенсом в музыке" назвал его академик Асафьев. Так говорили
современники композитора, так чувствуем мы, услышат это и потомки.