«Спартак» – триумф Григоровича
"Спартак" в редакции Юрия Григоровича – третья версия балета на сцене Большого театра. Первая, созданная Игорем Моисеевым (1958),
быстро исчезла из репертуара. Вторая, якобсоновская, также не имела долгую сценическую жизнь. Версия, предложенная Юрием Григоровичем, – ее премьера
состоялась 9 апреля 1968 года –потрясла основы основ балетного театра того времени. Этот "Спартак" в один момент перечеркнул все устоявшиеся
стереотипы, перевернул все представления о героико-романтическом жанре в балете, его образном строе, взаимоотношениях героя и кордебалета.
Классический танец, представ во всем блеске и разнообразии форм, в новой постановке стал основным, если не единственным средством выразительности.
Именно классический танец царил в монологах, дуэтах, массовых сценах – виртуозный и мощный, проникнутый чувством и мыслью. Для каждого из четырех
героев балетмейстер придумал развернутую танцевальную характеристику. Впервые затанцевали Спартак и Красс.
С появлением "Спартака" Григоровича словно началась новая эра в летописи балета Большого, первыми героями которой оказались
Спартак-мечтатель Владимира Васильева, мужественный Спартак-вождь Михаила Лавровского, блистательный "антигерой" Красс Мариса Лиепы. Подобных
персонажей еще не знала балетная сцена. Запоминающиеся образы, созданные великолепными танцовщиками, невольно затмили собой в этом мужском по
преимуществу балете галерею замечательных женских сценических портретов – сильную и умную куртизанку Эгину в исполнении Нины Тимофеевой, двух столь
разных Фригий – лирико-драматическую Екатерину Максимову и трагически надломленную Наталию Бессмертнову.
Конечно, "Спартак" Большого театра, прежде всего – страстная и пафосная тираноборческая трагедия на исторический сюжет с обилием
современных аллюзий. Тут также налицо четкий социальный конфликт, как того требовали в дни премьеры. И в то же время это балет-прозрение,
балет-предвиденье. Грандиозное музыкально-хореографическое "исследование" столкновения древнего язычества с нарождающимся христианством.