Постановки балета «Спартак»
Постановка балета в Большом
театре родилась не сразу, прошли годы, прежде
чем балет обрёл свой сегодняшний вид. Теперь же
именно постановка
Большого считается классической и именно с
ней сравнивают новые постановки балета.
Как того требовало время,
постановка Юрия
Григоровича 1968 года не просто облекала в
танец древнеримские события, но прежде всего,
подчёркивала социальный и классовый конфликт,
существовавший ещё во времена Рима. По
прошествии лет конфликты истории о Спартаке
предстают перед зрителем в более глобальном
виде: теперь это уже не только классовый
конфликт раба и рабовладельца (Спартака и
Красса), но и конфликт старого упадочного
общества и нового, противостояние свежих
прогрессивных идей циничному, не имеющему
устремлений настоящему, борьба христианства
против язычества.
Балет во многом более
театрален, чем подобные музыкальные постановки.
В нём превалирует драма героев, а не музыкальное
содержание. Хотя музыка
Хачатуряна
такова, что о ней нельзя говорить, как о музыке
нетто, она, скорее, драматическое переживание
или размышление, написанное языком нот
Традиционные постановки
балета идут на сценах
Краснодарского
театра балета под управлением Юрия
Григоровича, Национального академического
Большого театра
балета Республики Беларусь. Новое прочтение
предложил зрителю Московский Государственный
академический театр классического балета под
управлением Натальи Касаткиной и Владимира
Василёва. Авторы постановки попытались перенести
на балетную сцену зрелище из Древнего Рима.
Также в спектакль были включены ранее не
использовавшиеся музыкальные фрагменты, что
сделало постановку отличной от традиционной.
Новые обращения к
классическому музыкальному произведению
подтверждают зрительский и режиссёрский интерес
к нему.
История «Спартака» не заканчивается, и
это говорит о том, что балет Хачатуряна жив и
продолжает развиваться.